Создание криптовалют по специальному алгоритму – это основа системы Bitcoin. Майнеры выполняют выпуск монет, заботятся о безопасности сети, уменьшают риск атак.
Большое количество майнинговых ферм располагается в Китае, так как страна находится близко к основным производителям ASIC-устройств для создания цифровых монет. В Поднебесной относительно недорогая электрическая энергия. Много майнинговых ферм сосредоточено на юго-востоке КНР, где локализовано большое количество гидроресурсов.
Стоимость биткоина – это основной ориентир для криптобиржи в целом. Когда цена первых виртуальных денег изменяется, то это обязательно отражается на формировании стоимости остальных цифровых валют и рыночной капитализации.
Стоимость биткоина зависит от параметров хешрейта. Когда в начале 2019 года восстанавливалась мощность сети ВТС, то наблюдалось подарожание криптовалюты. В декабре цена цифровой монеты остановилась на отметке 3200 долларов.
Появление информации о запрете майнинга в Китае вызвало большой отклик общественности. Многие майнеры стали опасаться, что ограничения правительства негативно отразятся на создании биткоинов и на общем развитии рынка цифровых валют.
Чтобы оценить риски запрета майнинга в Китае, требуется детальней разобраться в позиции власти.
Как развивалась сфера криптовалют в КНР
Большая часть рынка виртуальных валют была сосредоточена в Китае до конца 2017 года. В республике функционировали биткоин биржи с крупными ежедневными оборотами. Но это продлилось недолго, так как власти КНР внедрили систему, суть которой заключается в приоритете блокчена над биткоином.
Сначала Национальный банк Китая запретил проводить первоначальные предложения монет. Распоряжение поступило в сентябре 2017 года, когда популярность криптовалют была на пике. Биржи цифровых монет были вынуждены прекратить свою деятельность. Майнеры стали искать другие юрисдиции, более лояльные к криптобизнесу.
Сейчас в КНР запрещено продавать виртуальные активы, зато разрешено их хранение. Этой лазейкой в законе пользуются многие трейдеры. Чаще всего выполняют перевод фидуциарных денег в организацию Tether, после чего проводят обмен между кошельками с применением виртуальных частных сетей и p2p-платформ.
Негативное отношение властей испытали на себе и майнеры. Правительство в начале 2018 года порекомендовало участникам криптособщества уйти из сомнительного бизнеса добровольно, опираясь на то, что создание цифровых монет приводит к загрязнению окружающей среды.
Издание Quartz сообщало, что государственная служба по изучению сетевых финансовых рисков в январе 2018 года призвала местную власть применить все доступные способы для закрытия майнинга. К основным рычагам давления относится повышение тарифов на коммунальные услуги, налоговые санкции. Добытчики криптовалют обязаны отчитываться в своей деятельности, указывая в документах действующие компании о добыче криптовалют.
Уже тогда участники криптосообщества начали подыскивать другие юрисдикции с хорошими условиями для развития бизнеса и недорогим электричеством. Так майнеры обратили внимание на Исландию, Канаду и США. Также многие китайские компании начали расширять ассортимент производимой продукции. Так Bitmain занялся изготовлением технологий на базе средств искусственного интеллекта.
Компания Bitmain была достаточно успешной в сфере криптовалют. Чтобы снизить юридические и административные риски, предприятие начала открывать филиалы в других странах. Но политика властей против бизнеса цифровых монет продолжилась, и заграничные отделения пришлось закрыть.
Компания Bitmain старалась справиться с возникшими трудностями и даже подала заявку на участие IPO, но обращение не рассматривалось. С аналогичной ситуацией столкнулась фирма Canaan Creative в 2018 году.
В конце 2018 года правительство Китая перешло к решительным действиям. Власти запретили производителям установок для майнинга сотрудничать с незарегистрированными клиентами. В ноябре начались проверки налогов организаций в провинциях Синьцзян и Гуйчжоу. Предприятия приостановили свою работу, теряя в день приблизительно по 1 миллиону юаней.
Китай – крупнейший производитель электронных валют в мире
Не смотря на политику правительства, в Поднебесной функционирует большая часть майнинговых ферм. Крупнейшие компании на крипторынке – это представители КНР. Когда Bitmain подавала заявку на IPO, то компания обладала 11 производствами, которые занимали площадь 120 тысяч квадратных метров.
Издание Quartz сообщает, что около 67 % производителей биткоина находится в КНР. Ученые Принстонского университета считают, что причина такой высокой сосредоточенности майнинговых мощностей – это недорогое электричество и доступная стоимость аренды земельных участков. На юго-востоке страны в летнее время 1 киловатт электрической энергии обходится в 0,037 долларов.
В марте курс биткоина немного стабилизировался, и многие майнеры возобновили свою деятельность. Летом Bitmain собирается установить 200 тысяч добывающих агрегатов на территориях с большим количеством гидроэнергоресурсов, где в теплое время года снижаются тарифы. Компания планируется внедрить новые модели устройств AntMiner S11 и S15 в провинциях Юньнань и Сычуань.
Сложно спрогнозировать дальнейшее развитие криптобизнеса в Китае, так как нельзя предугадать наперед действия властей республики.
Законопроект о запрете майнинга
В начале апреля стоимость биткоина выросла до 5000 долларов. Такие цены порадовали многих добытчиков криптовалют, особенно обладателей старых установок. Но вскоре государственная служба Китая по реформам обнародовала законопроект, где указала отрасли, которые требуют поддержки или ограничения. Майнинг власти отнесли к деятельности, которую нужно запретить.
Правительство считает, что добыча криптовалют сопряжена с высокими рисками для экологии и большим потреблением ресурсов. Документ отлично показывает роль бизнеса виртуальных валют в промышленной политике.
В СМИ сообщается, что при одобрении законопроекта все компании по производству цифровых монет буду обязаны закончить свою деятельность. Вместе с этим закроются и организации по изготовлению оборудования для майнинга, в том числе крупные фирмы Bitmain и Canaan. Законопроект будет рассматриваться до 7 мая.
Вместе с объявлением законопроекта компания Bitmain выпустила оборудование Antminer 17 Series. Устройства раскупили за несколько часов после презентации.
Гиганты криптобизнеса Bitmain и Canaan утверждают, что введение законопроекта не внесет серьезных изменений в их деятельность. Но ни одна фирма не сообщила о намерениях смены юрисдикции.
«Переезд» майнинговых ферм
Многие майнинговые фирмы планируют сменить юрисдикцию, если в Китае запретят производство криптовалют. Так лояльными к бизнесу виртуальных монет Соединенные Штаты Америки, Исландия, Норвегия, РФ.
В каждой стране существуют свои особенности ведения криптобизнеса. Так в Норвегии в 2018 году возник спор между фирмой по производству виртуальных монет Kryptovault и правительством. Власти обвинили компанию в отсутствии необходимых разрешений.
Также на организацию поступили жалобы от местного жителя, который грозился взорвать предприятие из-за чрезмерно шумной работы. Спустя несколько месяцев государство лишило криптобизнес льготных тарифов, теперь майнинговые фермы обязаны оплачивать электричество по повышенным ставкам.
В издании 8btc была информация, что небольшие организации планируют продолжать свою деятельность в Таиланде, Камбодже, Вьетнаме, Мьянму и Лаосе. Некоторые участники криптосообщества переезжают в Иран, не смотря на санкции, которые применяют к стране. Майнеров привлекают низкие тарифы на электричество в этом государстве.
В Иране киловатт электроэнергии обойдется в 0.006 доллара, тогда как в КНР этот показатель составляет 0.015 доллара. В холодное время года тарифы увеличивают втрое. Основная проблема создания криптовалют в Иране – это запрет на ввоз оборудования для майнинга.
Но китайский участник криптосообщества Лю Фэн все-таки сумел импортировать 3000 агрегатов Antminer T9, которые в декларации числятся как процессоры для компьютеров. Добытчик криптовалют из Поднебесной считает, что ему просто повезло. Сейчас на иранской границе конфисковали более 40 тысяч устройств разных моделей.
Лю Фэн отмечает, что единственный плюс в виде низких тарифов нивелируют неблагоприятные климатические условия и нечестные методы организации бизнеса в Иране. Так майнер начал сотрудничать с одной электростанцией, где тарифы составляли 0.009 доллара за киловатт. Изначально Лю Фэн отдавал компании 30 % дохода, но через 2 месяца предприятие увеличило стоимость электричества и потребовало уже 50 % прибыли.
Майнер рассказывает, что однажды он установил оборудование на металлургическом заводе. Но население начало жаловаться на шум, и правительство забрало 3000 майнинговых установок.
Похожие проблемы поджидают участников криптосообщества в других странах. Так добытчик виртуальных валют Чан Хан утверждает, что многие китайцы основались в Камбодже и Мьянме. Но в африканских странах возникают проблемы с обслуживанием установок. За эти услуги придется заплатить в 3 раза больше, чем в Китае.
Чан Хан отметил, что необходимые детали для установок доставляются несколько недель. В Камбодже часто бывают перебои в поставке электричества. Нередко китайские майнеры встречаются с агрессией местных жителей.
Что говорят эксперты
Директор компании Acronym.Systems Матвей Сиворакша выразил предположение, что запрет китайских властей связанный с валютными ограничениями. Правительство Поднебесной пытается противодействовать утеканию финансов из страны.
Законопроект КНР поможет уменьшить масштабы майнинга, но полностью искоренить криптобизнес не удастся. Матвей Сиворакша утверждает, что пулам ничего не угрожает, так как те не занимаются по факту производством цифровых валют. Если возникнут проблемы, то достаточно перебраться на другой сервис.
Матвей Сиворакша предполагает, что если под запрет попадет большое количество майнинговых организаций, то в России и на территории постсоветских стран появятся установки по сниженной стоимости. Но вряд-ли китайцы массово переберутся в государства бывшего СССР, так как бизнесмены не защищены государством.
Представитель фирмы Cudo Miner Мэтт Хоукинс соглашается с тем, что в Китае находится большое количество майнинговых ферм. Если все компании прекратят свою деятельность, то это отразится на системе биткоина в мировом масштабе.
Марк Д’Ария из организации Bitpro Consulting LLC утверждает, что запрет майнинга в КНР негативно отразится на рынке криптовалют. Но при этом в выгодном положении окажутся майнеры, которые функционируют в других странах, так как упростится процесс добычи цифровых валют и снижется стоимость оборудования.
Марк Д’Ария считает, что развитие криптобизнеса определяется многими факторами. Когда все китайские майнеры прекратят свою работу, то произойдет заметное падение мощности производства.
Когда хешрейт сети упадет сразу на 80 %, то процесс перехода может продолжаться несколько месяцев. К тому же увеличится комиссия и уменьшается ежедневное количество операций, так как подтверждение занимает больше времени.
Марк Д’Ария выразил уверенность, что в долгосрочной перспективы работа сети нормализируется и выработка активов возобновиться. Если правительство Китая даст время майнерам для перевозки установок заграницу, то изменений в работе сети не будет наблюдаться.
Представительница компании Primitive Ventures Дави Ван уверена, что китайский законопроект о запрете майнинга может не вступить силу. Аналогичный документ был предложен еще в 2011 году, но он так и не был принят.
Разработчик протоколов биткоина Эмин Гюн Сирер считает, что после принятия закона большая часть криптовалют будет производиться вне Китая, но при этом в стране останутся функционировать подпольные организации. Майнеры продолжат работать, хоть стоимость производства цифровых монет и вырастет.
Заключение
Эксперты утверждают, что в долгосрочной перспективе рынку виртуальных активов ничего не угрожает. Так стоимость биткоинов никак не поменялась после информации о возможном запрете майнинга в Китае.
Бизнесмены из КНР отличаются гибкостью и расчетливостью. Они учитывают все риски и готовы к возможным переменам. Не исключено, что китайские майнеры уже нашли более лояльные юрисдикции.
В законопроекте о запрете майнинга имеются и положительные стороны. Например, ограничения деятельности монополий в производстве виртуальных валют. К тому же на 51 % снижается риски атаки, которые последние несколько лет исходят от участников криптосообщества.