В сентябре 2021 года Сальвадор официально принял биткоин в качестве законного платежного средства, став первой страной, сделавшей это, а также запустил Chivo, свой собственный кошелек биткоина, финансируемый государством. Однако не все прошло гладко.
Закон о биткойнах, который правительство страны приняло в июле, обеспечивает "автоматическую конвертируемость" биткойнов в доллары. Что именно это означает на практике, еще предстоит выяснить. Но в стране, где лишь немногие граждане имеют банковские счета, а иностранные денежные переводы являются центральным экономическим фактором, переход на биткойн может стать переломным моментом. Тем не менее, широкий спектр проблем - от укоренившейся коррупции до волатильности самого биткойна - делает предстоящий путь рискованным.
Официальное принятие биткоина означает значительные изменения - как для Сальвадора, так и для самой криптовалюты. Читайте далее, чтобы узнать о проблемах и контексте.
Сальвадор биткоин
Будучи бедной страной с относительно небольшим количеством природных ресурсов, Сальвадор долгое время боролся с экономической нестабильностью. Не имея собственной официальной валюты, страна ранее использовала доллары США в качестве единственной валюты. (Биткойн не заменит доллар США, но будет служить альтернативой).
Но Сальвадор - суверенное государство, а не территория США. Это означает, что монетарная политика, проводимая Федеральной резервной системой США, не обязательно отвечает фискальным потребностям Сальвадора. Как децентрализованная валюта, биткоин не дает Сальвадору никакой дополнительной денежной власти или контроля - но, по крайней мере, страна не будет зависеть от экономической политики или удачи иностранного правительства.
Как биткоин может помочь Сальвадору?
Добавление биткойна в качестве второй официальной валюты может принести пользу экономике, которая в значительной степени зависит от денежных переводов.
Почти четверть ВВП Сальвадора формируется за счет денежных переводов. Это деньги, которые сальвадорцы, работающие в других странах, отправляют на родину. Учитывая, что многие сальвадорские иммигранты работают в США, большая часть денежных переводов, которые получает Сальвадор, в определенной степени связана с судьбой американской экономики и силой (или слабостью) доллара США.
Теоретически, использование биткоина в качестве законного платежного средства дает Сальвадору больше экономической автономии. А на практике это снижает стоимость денежных переводов. Отправка долларов из США в Сальвадор в настоящее время требует привлечения посредников, которые взимают комиссию за перевод. Отправка этих денег через Биткойн может уменьшить эти сборы.
Еще одним преимуществом является цифровая природа биткойна. Примерно 70% взрослых жителей Сальвадора не имеют банковского счета, но у подавляющего большинства есть смартфон. Криптовалютные евангелисты уже давно трубят о потенциале новых цифровых валют для помощи не имеющим банковских счетов и недостаточно обеспеченным, и Сальвадор может стать реальным испытанием потенциала биткоина для расширения коммерческих и финансовых возможностей населения.
Предыстория Сальвадора и Биткоина
От изобретения бумажных денег в Китае в VII веке до решения администрации Рузвельта отказаться от золотого стандарта в 1933 году, деньги постоянно развивались неожиданными, даже тревожными путями. Сегодня мир без бумажных денег или даже без кредитных карт кажется немыслимым, поэтому неудивительно, что будущее денег связано с новой технологией, а именно с Биткойном. Впервые созданный в 2009 году, биткойн за последние пару лет обрел новую популярность. Эта денежная эволюция, даже революция, стала возможной благодаря технологическому прогрессу и изменениям в взглядах потребителей, а также вдохновила нормативные и законодательные инновации, которые ставят интересные и новые юридические проблемы, связанные со свободой обмена и договора. Захватывающий фон для этих проблем лежит в контексте закона Сальвадора о биткоинах.
7 сентября 2021 года Сальвадор стал первой страной, принявшей биткоин в качестве законного платежного средства, приняв так называемый "Закон о биткоине", в соответствии с которым биткоин наряду с долларом США стал официальной валютой Сальвадора. (Важным отличием, однако, является то, что хотя и доллар США, и биткойн являются законным платежным средством в Сальвадоре, только биткойн является принудительным законным платежным средством). Это означает, что все сальвадорские предприятия должны принимать биткойн в качестве средства транзакций, налоги должны уплачиваться в биткойне, а правительство теперь может распределять субсидии в биткойне. В поддержку этого закона Сальвадор развернул сеть из 200 биткоин-банкоматов, представил новое приложение для цифровых биткоин-кошельков под названием Chivo и раздал каждому гражданину биткоин на сумму $30, чтобы дать старт переменам.
Плюсы и минусы решения Президента Cальвадора о принятии биткоина
Сторонники нового закона о биткоинах в Сальвадоре, такие как президент Найиб Букеле, говорят, что биткоин даст 70% сальвадорцев, не имеющих банковских счетов, доступ к финансовым услугам и поможет "снизить комиссию, которую они платят за отправку и получение денежных переводов". Каждый четвертый сальвадорец живет за границей, и, за исключением Гаити, Сальвадор является страной, наиболее зависимой от денежных переводов в Западном полушарии, на долю которой приходится почти три из каждых 10 долларов, или почти 6 миллиардов долларов, в экономике Сальвадора. На самом деле, многие выступают за использование криптовалют в развивающихся странах, утверждая, что существующая глобальная финансовая система лучше всего служит богатым странам и частным лицам.
С другой стороны, менее развитые экономики более уязвимы к пресловутой волатильности биткоина и отсутствию регулирования со стороны центрального банка. Вскоре после того, как Сальвадор объявил о принятии биткоина в качестве принудительного законного платежного средства, Международный валютный фонд (МВФ) приостановил переговоры о предоставлении пакета помощи в размере 1,3 миллиарда долларов для решения проблемы задолженности страны и обеспечения устойчивых государственных расходов, сославшись на отсутствие прозрачности и экологические издержки криптовалюты. В своем блоге, посвященном реакции на рассмотрение Сальвадором вопроса о том, чтобы сделать биткоин законным платежным средством, МВФ сослался на юридические проблемы, включая отсутствие широкой доступности, необходимого компонента законного платежного средства, из-за непостоянного доступа в интернет и технологического неравенства. Чуть более 50% населения Сальвадора имеет доступ к интернету, что делает законное платежное средство, особенно принудительное, которое зависит от доступа к интернету, неприемлемым для большей части населения и ставит под сомнение, кого на самом деле имели в виду политики и законодатели при разработке закона о биткойнах. В стране наблюдается заметный недостаток поддержки закона: опрос, проведенный Центроамериканским университетом Хосе Симеона Канаса, показал, что 67,9% сальвадорцев не поддерживают решение о принятии биткоина в качестве законного платежного средства из-за отсутствия доверия к биткоину (8 из 10 респондентов) и непонимания того, как использовать новую технологию (9 из 10 респондентов).
Статья 7 закона Сальвадора о биткоине
Несмотря на заметную сложность, как технологическую, так и юридическую, принятия биткоина в качестве принудительного законного платежного средства, Закон Сальвадора о биткоине, а также статья 7, которая вводит это законное платежное средство, невероятно кратки. Согласно статье 7, "каждый экономический агент должен принимать биткоин в качестве оплаты, когда ему предлагает тот, кто приобретает товар или услугу". Другими словами, оплата и прием биткоина не только законны, но и обязательны. Помимо политики, эксперты также утверждают, что принудительные платежи, подобные тем, что предусмотрены статьей 7, юридически несостоятельны, поскольку противоречат свободе обмена и договора.
Дрор Голдберг, эксперт по истории законов о принудительных торгах, развивает эту мысль, утверждая, что "поскольку практическим следствием (законодательства о принудительных торгах) обычно является принуждение производителей расставаться со всей своей продукцией за бумагу, оно также может быть грубым нарушением прав собственности. Это правило наказывает за пассивное поведение. Это правило является или должно быть спорным, в отличие от правила, запрещающего подделку денег". Даже доллар США не является принудительным платежным средством в Сальвадоре. Большинство стран, включая Соединенные Штаты, сознавая, что принудительные платежи ограничивают личные свободы, не имеют законов о принудительных платежах (например, предприятия, работающие по системе "только кредит", могут отказываться принимать наличные без юридических последствий).
Историческая перспектива биткоина в Сальвадоре
Хотя законодательство о принудительных платежах может показаться новым вопросом или, по крайней мере, недавно актуальным, на самом деле оно имеет богатую и актуальную историю. В своей статье 2016 года "Принудительные деньги: правовое развитие преступного экономического правила" Голдберг утверждает, что законодательство о принудительных платежах не только нарушает свободу обмена и договора, но и представляет собой экономический авторитаризм. Прослеживая транспортировку и перевод законов о принудительных деньгах из революционной в наполеоновскую Францию, Османскую империю, Британский Кипр, Британскую Палестину и Израиль, Голдберг приходит к выводу, что принудительные законные платежи смогли закрепиться в этих странах благодаря наличию проблемной экономики, слабых правительств и законодателей, выступающих за экономический авторитаризм.
Поскольку пандемия COVID-19 обратила вспять ранее снижавшиеся темпы инфляции в Сальвадоре, экономический рост и прямые иностранные инвестиции остаются хронически низкими, а слабые правительственные институты оказались особенно уязвимыми для коррупции, страна, безусловно, соответствует тенденциям, выявленным Голдбергом в его исследовании. Интересно и непредсказуемо для исторически ориентированного анализа Голдберга, что биткойн является символом не самого государства, а его будущего, межнационального или даже национального технологического центра, которым, как надеются президент Букеле и законодатели, станет Сальвадор.
Таким образом, "символические последствия для суверенитета", которые, как отмечает Голдберг, характерны для законов о принудительном платеже, еще более коварны в случае Сальвадора, где биткойн не отмечен печатью с изображением нынешнего или предыдущего главы государства, а скорее является цифровым лицом развоплощенной сети блокчейн. Символично, что если пресловутая волатильность биткоина приведет к резкому падению его стоимости, это можно будет списать на технологический провал, а не на законы и руководство Сальвадора. Как утверждает Голдберг, "принятие денег государства против своей воли - это символическое повиновение государству", однако в случае Сальвадора принятие биткоина в качестве принудительного платежного средства - это повиновение технологическому будущему, которое на данный момент и без помощи правительства оставит многих сальвадорцев позади.
Внутренняя и внешняя реакция на принятие биткоина в Сальвадоре
Первоначальное внедрение биткоина в Сальвадоре прошло далеко не гладко: тысячи людей вышли на улицы в знак протеста, технические проблемы сделали приложение-кошелек Chivo непригодным для использования, а денежные средства - недоступными. В день, когда биткоин стал законным платежным средством в стране, его стоимость даже упала на 10% по сравнению с долларом США, и с тех пор его стоимость еще больше снизилась. Хотя компания Bukele преподносит развертывание приложения как успех, утверждая, что треть сальвадорцев пользуются Chivo, возможно, что большая часть этой демографической группы пользуется приложением просто ради стимула в 30 долларов от правительства. На самом деле, по данным The Financial Times, один из крупнейших банков Сальвадора сообщил, что в начале сентября биткоин составлял менее 0,0001% его ежедневных транзакций. Другие СМИ также отмечали чрезмерно длинные очереди у банкоматов, в которых люди спешили перевести свои биткоины в более надежные наличные деньги.
Несмотря на отсутствие популярности и простоты использования биткоина среди населения Сальвадора, Сальвадор создал образ технологического прогресса, чтобы привлечь молодых предпринимателей. TIME описывает элегантную вечеринку по случаю запуска, на которой преимущественно англоязычные поклонники криптовалют и представители социальных сетей, даже YouTuber Логан Пол, праздновали принятие закона. Букеле, очевидно, хочет, чтобы эти торжества продолжались долго, и пообещал постоянный вид на жительство тем, кто потратит в стране три биткоина (около $50000 на данный момент). Букеле также отметил, что законный статус биткоина как платежного средства, а не просто инвестиционного актива, в Сальвадоре позволяет иностранцам, переезжающим в Сальвадор, избежать налога на прирост капитала на любую прибыль, полученную в результате колебаний стоимости биткоина. В твите длиной примерно столько же, сколько и сама статья 7, он далее рекламирует "Отличную погоду, пляжи мирового класса для серфинга, недвижимость на берегу моря на продажу" в качестве причин, по которым криптопредприниматели должны переехать в Сальвадор. Учитывая субсидирование со стороны правительства и иностранный характер стимулов, принятие биткоина в качестве принудительного платежного средства выглядит скорее как попытка нажиться на экономическом подъеме, чем реальная попытка систематически улучшать жизнь и финансовое благополучие граждан Сальвадора. Это опасно, поскольку, хотя неизвестно, выиграет ли средний гражданин Сальвадора от этого в той же степени, что и технологически подкованные иностранцы, принудительный платеж гарантирует, что они будут нести основную часть риска независимо от этого.
МВФ и, что более важно, большинство граждан Сальвадора - не единственные, кто недоволен законом о биткоинах. Примечательно, что депутат от ведущей оппозиционной партии Сальвадора, Фронта национального освобождения Фарабундо Марти (FMLN), подал иск о конституционности закона о биткоинах. Даже некоторые криптоэнтузиасты не согласны с тем, чтобы биткоин был законным платежным средством, и не потому, что это ущемляет права граждан, а скорее потому, что это подрывает легитимность криптовалюты в целом. Криптовалюта в ее децентрализованном состоянии была создана именно для того, чтобы существовать вне правительственного контроля, поэтому ее принятие и потенциальное регулирование со стороны таких правительств, как Сальвадор, кажется, противоречит этой цели. Не имея прямого отношения к закону о биткойнах, США недавно выпустили меморандум, в котором выразили обеспокоенность по поводу решения от 3 сентября, "которое разрешило немедленное переизбрание президента в нарушение конституции Сальвадора". Это решение, похоже, подтверждает авторитарную тенденцию в Сальвадоре, очевидную в экономическом авторитаризме принудительного тендера и статьи 7. Принятие биткоина в качестве законного платежного средства, которое, как опасаются некоторые, вскоре полностью заменит доллар США, также может снизить потенциальный эффект от экономических санкций США в случае будущих более авторитарных решений.
Заключение
Поскольку потенциал для усиления регулирования и интеграции биткоина в основную экономику западных стран очень велик, другие страны могут оказаться важными примерами для изучения возможности и законности перехода на цифровые доллары. В то время как такие страны, как Китай, заметно усилили регулирование, прежде чем объявить все криптовалютные транзакции незаконными, другие страны или, по крайней мере, их руководство, как это видно на примере Сальвадора, приняли криптовалютное движение.
В России также идет положительное движение в сторону легализации криптовалют, но не так как в Сальвадоре. В конце концов принятие биткоина в Сальвадоре не вызвало бурных оваций и весомого положительного влияния на криптовалютную индустрию. Это лишь шаг к общему обозначению биткоина остальным миром.