Майнинг калькулятор
Майниг калькулятор
Список сравнения
Список сравнения
0
Список желаний
Избранные товары
0
Конвертер хешрейта
Конвертер хешрейта
Прайс-лист
Прайс-лист
Менs
WhatsApp
Загрузка

Майнинг 2024: кто может легально майнить криптовалюту в России

Майнинг 2024: кто может легально майнить криптовалюту в России
28.11.2024 17:39:42

Еще 8 августа 2024 года Президент России подписал Федеральный закон N 221-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”. Он посвящен правовому статусу цифровых активов и включает положения о регулировании майнинга.

При этом, отдельные положения данного закона вступили в силу только 1 ноября текущего года. Одним из таких положений является введение реестра лиц, занимающихся майнингом цифровой валюты. Отложенное вступление в силу этой статьи было вызвано необходимостью подготовки майнинг-реестра государственными органами.

Новые правила создают структурированный подход к майнингу в России, что может как открыть новые возможности, так и предъявляет новые требования для участников рынка.

майнинг криптовалюты

Основные положения закона

Принятый закон определяет основные требования и ограничения в отношении деятельности лиц, осуществляющих добычу криптовалют, а также обязанности регулирующих органов, призванных осуществлять контроль за такой деятельностью. В законе рассмотрены понятия майнинга, майнингового пула, инфраструктуры майнинга, операторов такой инфраструктуры, адреса криптокошелька, лица, организующего деятельность майнингового пула, иностранных цифровых прав.

Новый закон не снимет существующий запрет на криптовалютные платежи внутри России. Кроме того, в стране запрещена реклама криптовалют и компаний, предлагающих криптоуслуги. Физическим лицам запрещено покупать иностранные цифровые активы на отечественных площадках без согласия регулирующих органов.

Кто может заниматься майнингом, основные обязательства майнеров

С 1 ноября 2024 г. участники рынка добычи криптовалют в России, включая индивидуальных предпринимателей и юридических лиц могут законно майнить только после регистрации в специальном реестре, который уже размещен на сайте Федеральной налоговой службы. Реестр будет находиться под контролем ФНС, что позволит осуществлять мониторинг и обеспечить соблюдение законодательства в сфере криптовалют.

То есть, чтобы майнить на законных основаниях, в реестре в обязательном порядке должны регистрироваться:

  • Лица, занимающиеся добычей крипты, индивидуальные предприниматели или компании;
  • Операторы майнинговой инфраструктуры, центры обработки данных и хостинг-площадки.

Помимо майнинга, юрлица и ИП могут покупать криптомонеты и быть операторами майнинговой инфраструктуры. При этом, ЦОДы и хостинги не имеют право оказывать услуги майнерам, не добавленным в реестр.

Что касается физических лиц, то согласно действующему законодательству, они не обязаны регистрироваться в реестре майнинга, если их затраты на электроэнергию для добычи криптомонет не превышают установленные лимиты. Сейчас этот лимит составляет 6 тыс. кВт-ч в месяц. Это означает, что физические лица могут майнить в небольших объемах без необходимости регистрации и соблюдения дополнительных требований.

Кроме того, физлица имеют право законно использовать криптовалютные биржи, цифровые валюты, криптокошельки и онлайн-обменники для совершения транзакций с криптовалютой.

Помимо регистрации в реестре, с 1 января 2025 года при получении криптовалюты майнеры должны передавать в федеральную налоговую службу через сайт информацию о своей деятельности и и полученных доходах:

  • Название и количество добытых цифровых монет;
  • Адрес кошелька в который зачисляются намайненые монеты;
  • Номер телефона и е-мейл майнера;
  • Сведения об оборудовании: марка, модель, общая вычислительная мощность, заводской номер, время эксплуатации, количество майнеров, объем потребляемой электроэнергии;
  • Адрес сайта, где можно увидеть информацию о процессе добычи, при наличии.

Такие сведения должны быть заверены квалифицированной электронной подписью и поданы до 20 числа месяца, следующего за месяцем добычи цифровой валюты.

Как добавиться в реестр

Майнинг Реестр

Чтобы попасть в реестр, нужно составить заявление, заверить его квалифицированной ЭП и направить в ФНС через сервис. Это может сделать майнер или юридическое лицо, предоставляющие ему услуги, например, ЦОД, если данное действие согласовано с майнером. Налоговая служба должна рассмотреть поданное на сайте заявление в течение 15 дней. Информация о лицах, внесенных в реестр не разглашается и не публикуется в СМИ и сети интернет.

При подаче заявления на регистрацию в реестр майнинга также требуется предоставить определенную информацию:

  • ОГРН и ИНН: основной государственный регистрационный номер и идентификационный номер налогоплательщика компании или физического лица;
  • Полное и сокращенное название: полное наименование организации,если заявитель — юрлицо, и сокращенное название;
  • Данные о бенефициаре: информация о бенефициаре, который контролирует деятельность майнинга, включая ФИО, дату рождения, паспортные данные и контактную информацию;
  • Максимальная мощность: заявленная максимальная мощность, которую планируется использовать для майнинговых операций;
  • Адрес размещения майнинг-оборудования: адрес, по которому физически располагается оборудование для майнинга;
  • Точки присоединения электроэнергии и название организации: информация о точках подключения к электрическим сетям и название энергетической компании, к сетям которой они присоединены. Если же для добычи криптовалют не привлекаются ЦОДы, потребуются электронные документы, подтверждающие указанные данные.

Для работы с площадкой реестра потребуется:

  • Операционная система: поддерживаются Windows XP или более поздние версии, а также Mac OS X 10.9 и более поздние версии;
  • Криптопровайдер, который поддерживает алгоритмы шифрования ГОСТ 34.10-2001 и ГОСТ 28147-89. Это требование направлено на обеспечение безопасности данных и соответствие российским стандартам;
  • Программа для работы с электронной подписью: для подтверждения и защиты документов потребуется специальное программное обеспечение для работы с электронной подписью;
  • Квалифицированная электронная подпись, КЭП: она обязательно должна быть получена в аккредитованном удостоверяющем центре. Эта подпись будет использоваться для легитимизации действий пользователей на платформе.

За что могут исключить из реестра

Исключение майнеров и операторов майнинговой инфраструктуры из реестра может произойти по нескольким причинам:

  • Несоответствие требованиям законодательства: если майнер или компания не выполняет требования, установленные законодательством, такие как непредоставление необходимой информации или документов;
  • Нарушение правил регистрации: несоответствие данных, указанных в заявлении на регистрацию, и реальных данных, а также неправильное заполнение документов;
  • Использование нелегальных источников электроэнергии: если будет установлено, что майнер использует электроэнергию, полученную незаконным путем;
  • Неуплата налогов и сборов: невыполнение налоговых обязательств или уклонение от уплаты налогов;
  • Нарушение правил антиотмывочного законодательства: если деятельность связывают с отмыванием денег или другими незаконными финансами.
  • Нарушение условий использования ресурсов: использование оборудования, зарегистрированного в реестре, не по назначению или для других запрещенных видов деятельности.

При возникновении одной или нескольких из указанных причин, майнер может быть исключен из реестра, что лишает его возможности легально заниматься добычей криптовалюты.

Кто не может заниматься майнингом

В соответствии со статьей 5 ФЗ, был утвержден перечень лиц, которым запрещено заниматься добычей криптовалюты. Этот перечень включает следующие категории:

  • Физические лица в статусе индивидуальных предпринимателей: лица, имеющие ограничения на осуществление определенных видов деятельности, например, за правонарушения в сфере финансов или других сферах, которые могут ставить под угрозу их коммерческую деятельность;
  • Лица, включенные в перечень экстремистов и террористов: это касается как физических лиц, так и тех, кто связан с террористическими организациями;
  • Юридические лица и индивидуальные предприниматели деятельность которых связана с передачей электроэнергии, оперативно-диспетчерским управлением в электроэнергетике, а также производством, куплей и продажей электроэнергии. Это ограничение направлено на предотвращение конфликтов интересов и на безопасное использование энергоресурсов;
  • Лица, не прошедшие регистрацию в реестре лиц, осуществляющих майнинг: как уже отмечалось, лица, не зарегистрировавшиеся, не имеют права на осуществление деятельности в этой области.

Также согласно обсуждаемой в госорганах информации, с 1 декабря 2024 г. в России могут быть введены ограничения на добычу криптовалют в ряде регионов. Это решение может касаться территорий, где использование электроэнергии для добычи криптовалют негативно сказывается на обычных потребителях и других отраслях экономики. Запреты могут стать временной мерой для стабилизации ситуации с энергоснабжением, и, как ожидается, будут рассматриваться и пересматриваться в зависимости от изменений в потреблении и доступности ресурсов.

Перечень этих регионов:

  • Иркутская область, Бурятия, Забайкальский край: ограничения будут действовать до 15.03.2025 г., с возможностью продления до 2031 г. в период пиковых нагрузок, с 15 ноября по 15 марта ежегодно;
  • Карачаево-Черкесская Республика, Кабардино-Балкарская Республика, Северная Осетия, Ингушетия, Чечня, Дагестан, Северный Кавказ в целом: полный запрет на майнинг будет действовать до 15.03.2031 г.;
  • Херсонская область, Запорожская область, Донецкая народная республика, Луганская народная республика: в этих регионах также предусмотрен полный запрет на добычу до 15.03.2031 г.

Однако, окончательное решение еще не обнародовано. Ввиду того, что на севере Иркутской области, в Бурятии и Забайкальском крае располагаются крупные майнинговые центры, предполагается, что правительственный запрет майнинга коснется отдельных территорий этих регионов.

Как закон повлияет на индустрию майнинга в России

Реализация закона о майнинге в России вероятно окажет влияние на рынок криптовалют в целом, экономику регионов, где размещаются майнинговые центры, а также на самих майнеров.

Регулирование майнинга в России обеспечит правовую определенность в этой отрасли. Предполагается, что легализация майнинга будет способствовать привлечению инвестиций в отрасль, развитию инфраструктуры, увеличению количества участников рынка, созданию новых рабочих мест, а также формированию новых IT-профессий.

Могут появиться вычислительные центры, которые будут осуществлять не только майнинг, но и другие виды вычислений. Эти центры могут предоставлять услуги по:

  • Обработке и анализу данных — работа с большими объемами данных для выявления закономерностей и создания прогнозных моделей;
  • Обучению моделей ИИ — использование мощных вычислительных ресурсов для тренировки нейронных сетей и других алгоритмов машинного обучения;
  • Научным расчетам — выполнение сложных научных и инженерных расчетов, которые требуют значительных вычислительных мощностей.

Создание таких вычислительных центров может привести к более эффективному использованию ресурсов и открытию новых возможностей в разных областях, включая здравоохранение, финансовые технологии, физику и другие сферы. Также это может способствовать росту рынка облачных вычислений и сервисов, предоставляющих доступ к высокопроизводительным вычислительным ресурсам.

Доверие к цифровым валютам среди общественности может возрасти, что будет способствовать более широкому использованию криптовалют.

Можно ожидать, что принятый закон позволит увеличить сумму уплаченных в бюджет налоговых поступлений за майнинг.

Со стороны государства контроль над участниками майнингового рынка будет усиливаться. Закон затронет в первую очередь “серых” майнеров. Проблема в том, что они оказывали значительное влияние на рост потребления электроэнергии, в связи с чем добычу криптовалют на территории России хотели вовсе запретить. С принятием закона, нелегальная добыча станет проблематичней. Хотя и до принятия закона надзорные органы изымали оборудование и возбуждали уголовные дела за кражу электроэнергии. Теперь вычислять нелегалов, ворующих электроэнергию или минующих таможенные пошлины, станет еще проще. Поэтому с введением закона такие майнеры либо прекратят свою деятельность, либо будут вынуждены заниматься добычей крипты легально, чтобы избежать правовых последствий и штрафов.

Что касается крупных майнеров, которые и до принятия закона хотели работать на легальных основаниях, закон даст более понятные правила. А средние и небольшие майнеры скорее всего будут присоединяться к крупным и сильным майнинг-пулам.

Физические лица должны будут следить за использованием электроэнергии и при превышении установленных лимитов регистрировать юрлицо или ИП, добавиться в реестр и платить необходимые налоги.

В целом, закон о майнинге может оказать позитивное влияние на индустрию, урегулировав правовые вопросы и создав пространство для устойчивого роста и развития.

Плюсы и минусы принятия нового закона

Преимущества Недостатки
Легализация деятельности: предоставляет четкие правила игры, позволяя частным майнерам и компаниям легально работать в индустрии. Это снижает риски, связанные с правонарушениями; Возможные высокие налоги и тарифы на электроэнергию могут сократить количество майнеров, что приведет к снижению хешрейта и возможной централизации майнинга вокруг крупных игроков;
Приток инвестиций в развитие технологий: майнинг станет более эффективным и безопасным, что ускорит разработку новых алгоритмов и оборудования. Легальное положение может привлечь больше инвестиций в сектор криптовалют, поскольку компании и инвесторы будут уверены в ясности и предсказуемости законодательства; Снижение прибыльности майнинга: добыча требует значительных энергетических ресурсов. Введение регулирования может привести к повышению тарифов для майнеров, что сделает бизнес менее прибыльным;
Поступление налогов: увеличение уплаченных налогов за майнинг в бюджет; Отсутствие четких механизмов контроля может привести к недобросовестной конкуренции и злоупотреблениям;
Развитие независимого сектора: создание новых бизнес-моделей и услуг, связанных с майнингом, таких, как консалтинговые компании или облачные платформы для майнинга; Возможен рост “серых” майнеров на территориях, где добыча запрещена или ограничена.
Понятные правила работы для крупных майнеров: легальные майнинговые компании смогут подписывать официальные контракты, привлекать инвестиции и работать с государственным и частным секторами. Это поможет снизить коррупционные риски и повысить прозрачность операций;
Снижение незаконного потребления энергии: снижение энергетической нагрузки за счет ухода нелегальных майнеров;
Регулирование ресурсов: требования к использованию энергетических ресурсов может помочь в более эффективном использовании электроэнергии.

Влияние принятия закона на рынок оборудования

Возможное влияние закона о майнинге на спрос на оборудование:

  • Легализация потребительского спроса: если закон создаст ясные правила и позволит легально заниматься майнингом, спрос на оборудование может вырасти, особенно среди тех, кто ранее работал нелегально. Участники рынка будут заинтересованы в приобретении лицензированного оборудования, чтобы обеспечить соответствие новым требованиям;
  • Адаптация к требованиям: компании, занимающиеся майнингом, возможно, будут искать более эффективные и менее энергозатратные решения, чтобы снизить риски, связанные с энергозатратами и стоимостью. Это приведет к повышенному спросу на современное, высокоэффективное оборудование;
  • Снижение интереса к устаревшим устройствам: с новыми требованиями к эффективности и производительности старое оборудование может потерять свою привлекательность. Это может привести к снижению цен на устаревшую продукцию и очистке рынка от менее эффективных решений.

Таким образом, если ранее “серые” майнеры ввозили оборудование для майнинга через границу в обход таможенных пошлин без официальных документов, то теперь такого оборудования станет меньше.

Как уже отмечалось, майнеры должны будут информировать ФНС о марке, модели, хешрейте, заводском номере, времени его эксплуатации и энергопотреблении. Поэтому для покупки асиков потребуется прибегать к официальным поставщикам. В первую очередь это касается ИП и юридических лиц, которые включены в реестр. Купить заводское оборудование, отвечающее всем стандартам, можно у проверенных и надежных поставщиков, с хорошей репутацией на рынке, среди них компания IBMM technology.

Обострение конкуренции в сфере майнинга также приведет к потребности к обновлению и покупке лучшего оборудования для майнинга. Специалисты компании IBMM имеют большой опыт работы с асиками и помогут избежать ненужных затрат и подобрать самые оптимальные майнеры по цене и производительности, с учетом окупаемости и потенциальной прибыли в сложившихся условиях.

Заключение

Принятие закона по легализации майнинга затрагивает не только непосредственно майнеров, но и весь отечественный крипторынок и всех к нему причастных. Принятие закона может привести к росту и развитию майнинга, привлечению инвестиций и созданию новых рабочих мест. Закон позволит легально осуществлять майнинг, декларировать полученную прибыль, а также обеспечивать начисление и уплату налогов в бюджеты всех уровней.

С введением закона, вся деятельность по добыче криптовалют станет подотчетной государству. Ведение реестра и контроль за соблюдением норм законодательства помогут обеспечить прозрачность в сфере майнинга и снизить количество нелегальной деятельности. Законодательные изменения предоставляют возможность легально осуществлять майнинг с пониманием прав и обязанностей, что может увеличить доверие со стороны инвесторов и бизнеса.

Комментарии